Музей сейчас

На сегодняшний день завершен первый этап создания музея. На первом этаже дома оборудована мемориально-историческая зона, раскрывающая 2 основные темы: пребывание Рязанова в Самаре, его детство и история Самары военных лет, в частности тема Куйбышева как «запасной столицы» страны (1941-1943 гг.), которая осталась в воспоминаниях режиссера и других известных людей.

Центральное место в экспозиции Музея Эльдара Рязанова занимает комната, где он провел первые дни своей жизни, а затем находился в эвакуации в годы войны. Благодаря воспоминаниям самого Рязанова и его современников здесь можно узнать подробности о самарском периоде его жизни и его творчестве.

Комната площадью 20 квадратных метров принадлежала самарским родственникам Эльдара Рязанова по материнской линии. Сюда в ноябре 1927 года новорожденного Эльдара Принесла мать Софья Михайловна Рязанова. Во время Великой Отечественной войны здесь, в комнате маминой сестры Евгении Шустерман, 14-летний Эльдар провел год в эвакуации вместе с мамой, отчимом советским инженером Львом Михайловичем Коппом и годовалым братом Мишей. В первый военный год Эльдар окончил 7 класс куйбышевской школы №58 (на пересечении улиц Льва Толстого и Молодогвардейской, бывшей Кооперативной).

В комнате создана атмосфера советского быта 1-й половины XX века. В экспозиции представлена мебель, переданная самарскими родственниками режиссера (внуками его двоюродной сестры Миры Когенман), фотографии и документы, отражающие биографию его родителей, а также воспоминания Эльдара Рязанова о детстве, проведенном в Самаре.

В зале «Куйбышев – запасная столица» особо подчеркнута тема повседневной жизни и быта тысяч граждан, нашедших спасение от ужасов войны здесь, на Волге.

С октября 1941 года по август 1943 года длился один из самых насыщенных событиями период в истории Куйбышева - время, когда город выполнял функции «запасной столицы». Он стал центром политической и культурной жизни страны.

Согласно Постановлению Государственного комитета обороны, подписанному 15 октября 1941 года Иосифом Сталиным, в Куйбышев из Москвы были эвакуированы правительственные (Совет народных комиссаров СССР) и партийные учреждения, иностранные миссии и посольства. Далее последовала эвакуация центральных средств массовой информации (ТАСС, Совинформбюро), редакций печатных изданий (газета «Правда»), Большого театра и промышленных предприятий. 7 ноября 1941 года в городе на площади Куйбышева прошел торжественный парад в честь годовщины Октябрьской революции.

Столичный статус способствовал небывалому оживлению культурной жизни Куйбышева. Сюда в эвакуацию прибыли творческие коллективы Государственного академического Большого театра СССР, Центральной студии документальных фильмов. Здесь работали многие известные писатели и художники: И. Эренбург, М. Шолохов, В. Катаев, В. Иванов, А. Толстой, Г. Савицкий, И. Цыбульник, советские и иностранные журналисты.

Именно в Куйбышеве проходили заседания Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства, и впервые прозвучала Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, работу над которой композитор завершил в эвакуации.

За фасадом «столичности» жизнь в городе оставалась напряженной. Военное положение сильно изменило повседневность горожан. К концу 1941 года население Куйбышева увеличилось почти в 1,5 раза. Эвакуированных граждан приютили в своих квартирах жители города, в лексиконе которых появилось слово «уплотнение». Как и во всей стране, в «запасной столице» действовала система нормирования при распределении товаров, которые куйбышевцы приобретали по карточкам.

Тяготы военного времени в Куйбышеве испытала на себе и семья Рязанова. Экспозиция основана на воспоминаниях Эльдара и его сверстников, чье «тыловое» детство прошло в Куйбышеве.

Собрание музея включает в себя уникальные кинохронику и фотоархив, документы и предметы эпохи, передающие атмосферу города и настроение людей, населявших его в 1941-1943 годах, когда Куйбышев стал центром политической и культурной жизни страны.

В экспозиционном зале «В гостях у Рязанова» представлены личные вещи Эльдара Рязанова и обстановка его московской квартиры и дома в подмосковном поселке «Советский писатель» – кресла, диван, круглый стол, плед, эскизы к фильмам и картины из личной коллекции режиссера, любимая съемочная куртка, очки, автографы, сценарии. Создается атмосфера присутствия Эльдара Александровича и возможности диалога с ним: подняв телефонную трубку, можно послушать стихи Рязанова в его исполнении; услышать голоса любимых киногероев, нажав на кнопку дверного звонка.

Более 50 музейных предметов знакомят с творчеством Эльдара Александровича и рассказывают о связи, которую он поддерживал с родным городом.

После отъезда из военного Куйбышева летом 1942 года Эльдар Рязанов не был в родном городе 53 года. В 1977 году, когда в Куйбышевском драматическом театре была поставлена его пьеса «Притворщики», состоялось символическое возвращение Рязанова в Самару в качестве сценариста. Сам Эльдар Александрович приехал сюда только в 1995 г., чтобы принять участие в организованном Василием Аксеновым и Владимиром Виттихом Фестивале искусств «Из века XX в век XXI-й». С тех пор Рязанов регулярно бывал в Самаре, встречался с родственниками, друзьями и поклонниками своего творчества, устраивал презентации своих книг и премьеры фильмов, посетил дом, в котором родился.

6 июня 1997 году самарцы организовали для своего земляка Эльдара Рязанова грандиозный праздник в стенах Самарской государственной филармонии в честь приближающегося 70-летия режиссера. На «Антиюбилее» Рязанова поздравляли Василий Аксенов, Семен Фарада, Евгений Попов, Александр Васильев, а в качестве подарка от города Эльдар Александрович получил найденную в архиве выписку о его рождении.

12 июня 2002 году в Центре российской кинематографии «Художественный» Эльдар Рязанов провел презентацию книги «Необъятный Рязанов», которую посвятили режиссеру его коллеги – актеры, сценаристы, писатели.

В 2007 году Эльдар Александрович показал самарской публике свой новый фильм «Андерсен. Жизнь без любви», который стал одной из последних его режиссерских работ. После премьеры на творческой встрече самарцы получили возможность побеседовать с Рязановым и задать ему интересующие их вопросы.

В экспозиции представлена афиша той встречи со зрителями с автографом режиссера, а также костюмы героев – платье возлюбленной Андерсена шведской оперной певицы Йенни Линд (роль исполнила актриса Евгения Крюкова) и мундир, в котором Станислав Рядинский сыграл роль Тени датского сказочника.

В 2012 году городская Дума Самары приняла решение о присвоении режиссеру звания «Почетный гражданин городского округа Самара». 9 ноября, день вручения знака и ленты, Эльдар Рязанов принял участие в открытии скульптуры героя его фильма «Берегись автомобиля» Юрия Деточкина на привокзальной площади Самары. Это был последний визит режиссера в родной город.