О Рязанове

«За хороводом героев его фильмов, персонажей иногда глупых, невежественных, тупых, заблуждающихся, но всегда людей, – я вижу доброе лицо автора, чувствую его умный, иногда сочувствующий, иногда печальный взгляд». Такими словами Григорий Козинцев рассуждал о творчестве своего знаменитого ученика Эльдара Рязанова.

Родился Эльдар Александрович 18 ноября 1927 года в Самаре. В 1926-27 гг. его родители, отец, Александр Семенович Рязанов, и мать, Софья Михайловна Рязанова (в девичестве Шустерман), работали в Тегеране (Персия). Однако рожать сына Софья Михайловна приехала в Самару, к маме и сестрам. Но, появившись на свет в городе на Волге, пробыл в нем Рязанов совсем недолго, всего один месяц. Новый 1928 год его семья встречала уже в Москве. 

Юность будущего режиссера пришлась на годы войны. В 1941 году Рязанов вместе с мамой и младшим братом Михаилом вновь приезжает в Самару (с 1935 года - Куйбышев), где их приютила Евгения Шустерман – сестра мамы. Несмотря на военное время, детство Рязанова в эвакуации сохранило образ жизни обычного советского подростка. Ходил в школу, регулярно посещал Филармонию и спектакли Большого театра, запоем читал книги, в первую очередь приключенческую литературу (Дюма, Жюль Верн, Фенимор Купер), что сказалось на воображении молодого человека. Он страстно захотел путешествовать, а потому решил освоить профессию моряка. В Куйбышеве в 1942 году Эльдар окончил 7 класс. 

Желая поступить в Одесское мореходное училище, Рязанов, уже в московской школе, успешно сдает экстерном 11 школьных предметов. В долгое ожидание ответа из училища вмешивается случай: встретив товарища, который ехал поступать во ВГИК, Рязанов решительно меняет свой жизненный маршрут. Однако тяга к путешествиям была частично удовлетворена, когда после окончания института он пять лет проработал режиссером на кинохронике, путешествуя по стране. Результатом работы документалистом стали ленты «Дорога имени Октября» (1951 г.), «Остров Сахалин» (1954 г.) и материалы для киножурналов «Новости дня», «Советский спорт», «Пионерия» и многое другое. 

Одним из учителей Рязанова был Сергей Эйзенштейн, общение с которым оставило особый след в формировании личности молодого кинематографиста, а также стало продолжением истории его увлечения книгами. Рязанов так впоследствии вспоминал об этом общении:
«Я много раз бывал у него дома и совершал с помощью редкостных книг увлекательные экскурсии — и в эпоху Возрождения, и во французский импрессионизм, и в древнегреческое искусство. Именно Эйзенштейн научил меня понимать красоту живописи и привил любовь к ней. До сих пор у меня хранятся монографии о Тулуз-Лотреке, Домье, Дега с его дарственными надписями. Но больше всего я ценю сценарий “Иван Грозный”. Он преподнес мне свое сочинение в 1947 году, в ноябре месяце, и сделал провидческую надпись: “Дорогому Эльдару Александровичу Рязанову — проходимцу, тунеядцу и бездельнику. Профессор С. Эйзенштейн”». 

В 1955 году Эльдара Рязанова приглашают работать на «Мосфильм», где он попал под пристальное внимание Ивана Пырьева, руководителя киностудии. Именно последний увидел в Рязанове талант комедиографа и убедил своего подчиненного начинать снимать комедийные моменты, чему сам режиссёр поначалу сопротивлялся. Воспоминания об этом носят анекдотический характер:
«Иван Александрович начал задушевно и ласково:
— Как ты относишься к тому, чтобы поставить музыкальную комедию? — спросил Пырьев невинным голосом и посмотрел на меня.
Я понял, к чему он гнет.
— С большим неодобрением, — от испуга бестактно ответил я».
Таким образом, картина, о которой шла речь, «Карнавальная ночь», сразу рождалась из противостояния внешнему давлению. «Я намеревался поставить реалистическую, не только смешную, но и ядовитую ленту, где социальные мотивы играли бы доминирующую роль». 

Помимо кинематографической деятельности Рязанов состоялся также и как писатель, и как драматург. Был соавтором сценариев многих своих картин, написал несколько пьес. Опубликованы его книги «Грустное лицо комедии» (1977 г.), «Зигзаг удачи» (1969 г., с Э.В. Брагинским), «Эти несерьезные, несерьезные фильмы» (1977 г.), «Смешные невеселые истории. Комедии для кино и телевидения» (1979 г., с Э.В. Брагинским), «Неподведенные итоги» (1983 г.) и ряд других. Собственно, литературное сотрудничество с Брагинским оказалось и чрезвычайно продуктивным для Рязанова как режиссёра. Из воспоминаний Неи Зоркой:
«За последующие семь лет [с 1965 года] литературное содружество Рязанова и Брагинского принесло повести “Зигзаг удачи”, “Убийство в библиотеке” и “Старики-разбойники”, театральные пьесы “С легким паром!” и “Сослуживцы”. Так Рязанов стал литератором-комедиографом. Юношеская его мечта о писательстве сбылась через двадцать лет, хотя и по-иному, чем когда-то Рязанову виделось. И произошла вещь необычная: человек под сорок, признанный специалист в одной области, оказался специалистом и в другой». 

В 1979-1985 гг. Рязанов прославился в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама». Впоследствии им создано более двухсот авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы «Восемь девок, один я» (1992 г.), «Белоснежка и семь гномов» (1993 г.), «Разговоры на свежем воздухе» (1992-1994 гг.) и «Парижские тайны Эльдара Рязанова» (1996-1997 гг.).

Кроме этого Рязанов преподавал на Высших курсах режиссёров и сценаристов. Среди его учеников – режиссёры Ю.Б. Мамин, И.В. Дыховичный, Е.В. Цымбал.
За свою творческую карьеру Эльдар Александрович снял 27 художественных фильмов, он дважды становился лауреатом Государственных премий – СССР (1977 г. – за фильм «Ирония судьбы, или «С легким паром!») и РСФСР имени братьев Васильевых (1979 г. – за фильм «Служебный роман»), награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы и «За заслуги перед Отчеством», а также французским орденом «Изящных искусств и литературы». В 1984 году Э.А. Рязанов был удостоен звания Народного артиста СССР, а в 2002 году стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника». С 2012 года – почетный гражданин городского округа Самара. 

Но перечисление всех видов деятельности, наград и заслуг не может в полной мере исчерпать тот образ, который сложился у зрителя фильмов Рязанова. Найти дорогу к аудитории Рязанову помогла широта восприятия своей роли и задачи. Не просто развлекать, не просто делать это достойными художественными средствами, но понимать искусство кино как инструмент вмешательства в саму жизни, её преобразования.