Комедийное обаяние Эмиля Брагинского

19 ноября 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения драматурга, киносценариста, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Эммануэля (Эмиля) Вениаминовича Брагинского. Он вошёл в историю нашего искусства как автор наивных, слегка грустных комедий, которые воспевают любовь и по-доброму смеются над человеческими слабостями. Больше всего Эмиль Брагинский известен по сотрудничеству с режиссёром Эльдаром Рязановым. Вместе они написали сценарии к фильмам «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и др. Но сотрудничество с Рязановым – пусть самая известная, но лишь часть творческой биографии сценариста. Выставка музея Эльдара Рязанова призвана раскрыть многообразие личности и творчества Эмиля Брагинского.

Биография

Корни

Эммануэль (Эмиль) Вениаминович Брагинский родился 19 ноября 1921 года в Москве в семье врачей Вениамина Павловича Брагинского и Софьи Борисовны Вольфсон. Мама рано умерла, поэтому в 1930-е годы Эмик (так его называли в детстве) жил в семье старшей сестры Анны.




Медицинский институт

Эмиль Брагинский с детства сочинял стихи и рассказы. Но писателем стал не сразу – после школы он пошёл по стопам родителей и в 1939 году поступил в медицинский институт. Эмиль Вениаминович о своём неочевидном выборе смущённо говорил: «Если по-честному, я даже не знал, что есть такой институт – Литературный».




Война

Спокойную московскую жизнь оборвала Великая Отечественная война. В 1941 году Эмиля Брагинского не взяли в армию по состоянию здоровья, поэтому он вместе с остальными студентами-медиками рыл окопы под Рославлем в Смоленской области. Тяжёлая работа не прошла бесследно для молодого студента – он получил сильную травму. Лечился Брагинский в Таджикистане, в городе Сталинабаде (Душанбе). Там он женился на своей однокурснице Ирме Шалыто. После выздоровления он семь месяцев составлял протоколы в местной пожарной части, а затем продолжил обучение в институте.

Через шахматы в журналистику

Эмиль Брагинский чувствовал, что не хочет посвящать себя медицине. В 1943 году студент бросил мединститут, но незаконченное образование нужно было отработать. Он трудился санитарным врачом сначала в Сталинабаде, а потом в Москве. Сменить профессию помогло его увлечение шахматами. В 1945 году Брагинский отправил свой очерк про всесоюзный шахматный турнир в газету «Советская Латвия». В редакции оценили талант автора и зачислили в штат корреспондентом.



Корреспондент «Огонька»

В 1946 году Эмиля Брагинского приглашают работать в отдел искусств журнала «Огонёк», одного из самых популярных изданий страны. Его любимой темой для публикаций стало творчество современных художников. Благодаря этому Эмиль Вениаминович вошёл в мир литературы и кинематографа. В 1949 году выходит его книга про художника В.В. Мешкова, с которым он тесно общался. В 1951 году Брагинский уходит из журнала и целиком посвящает себя сочинительству. Он пишет сценарий к фильму о живописце Василии Сурикове. Снять фильм тогда не удалось, он вышел на экран лишь в 1959 году.


Юрист поневоле

Во всех биографиях Эмиля Брагинского сказано, что по образованию он юрист. И это правда! В 1953 году он окончил Московский юридический институт. Эмиль Вениаминович не собирался зубрить законы. Просто редактор «Огонька» настойчиво требовал диплом о высшем образовании, а у Брагинского его не было. Экстернат был только на юридическом, поэтому Брагинский выбрал эту специальность. Юристом выпускник не работал ни дня. Он уже знал, что его призвание – кино и театр.


Брагинский-Рязанов

В кино Эмиль Брагинский дебютировал в 1955 году сценарием шпионского фильма «В квадрате 45» (реж. Ю. Вышинский). До встречи с Эльдаром Рязановым он написал сценарии к шести фильмам. Среди них есть и адаптации литературных произведений («Мексиканец», «Сын рыбака») и оригинальные сценарии («Василий Суриков», «Если ты прав…»). Среди этих кинолент не было по-настоящему успешных. Брагинскому нужно было найти режиссёра, который бы понимал его драматургию.

Брагинский и Рязанов

Фотография. Э. Брагинский и Э. Рязанов с серьезными лицами. 1960-70-е г. СССР, г. Москва. Из фондов музея Эльдара Рязанова.

Судьбоносное предложение

Поработать вместе Эмилю Брагинскому и Эльдару Рязанову предложил редактор Мосфильма Юрий Шевкуненко в 1962 году. Они тогда уже были знакомы через общего друга – режиссёра Анатолия Рыбакова, но не задумывались о совместном творчестве. Сначала к этой идее они отнеслись скептически. Брагинский опасался, что писать сценарий он будет в одиночку, а известный режиссёр потом «примажется» к его труду. Рязанов же считал Брагинского рядовым сценаристом. Но в процессе работы над сценарием «Угнали машину» (будущий «Берегись автомобиля») авторы поняли, что их объединяет взгляд на комедию.

«[Комедия должна быть] в первую очередь умной, доброй, где смех не самоцель, а лишь результат. И комедия должна нести людям свет надежды».

Эмиль Брагинский «Воспоминания о Рязанове и самом себе»

Берегись автомобиля

Брагинский Э.В., Рязанов Э.А. Книга. Берегись автомобиля! - М.: Советская Россия, 1965. - 136 с. Из фондов музея Эльдара Рязанова.

Первый успех

Сценарий «Угнали машину» не разрешили запускать в производство – а вдруг люди начнут угонять машины! Комедиографам было жалко расставаться с сюжетом о благородном угонщике, который вырученные за машины деньги перечислял детским домам. Они решили переработать сценарий в повесть. В 1964 году повесть под новым названием «Берегись автомобиля» опубликовали в журнале «Молодая гвардия». Неудивительно, что после шквала положительных рецензий в 1966 году вышла экранизация. В прокате фильм «Берегись автомобиля» посмотрели 29 млн зрителей. Спустя годы трагикомедия приобрела культовый статус.

Успех фильма для каждого имел поворотное значение. Эмиль Брагинский нашёл в лице Эльдара Рязанова «своего» режиссёра. А Рязанов стал режиссёром-автором – теперь он экранизировал собственные произведения, а не чужие.

Брагинский и Рязанов

Фотография. Э. Брагинский и Э. Рязанов на съемках фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». 1973 г. СССР, г. Ленинград. Из фондов музея Эльдара Рязанова.

Творчество

Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов на протяжении 35 лет вместе писали повести и пьесы. Сначала читатели смеялись над их ироническими повестями с пародией на детектив – «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники» и «Убийство в библиотеке». Затем зрители по всей стране и за рубежом шли в театры на комедии «С лёгким паром! (Однажды в новогоднюю ночь…)», «Сослуживцы», «Родственники», «Притворщики», «Аморальная история». Но главное наследие соавторов – это фильмы, в которые мы влюблены и сегодня. «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты» стали классикой отечественного кино.

Брагинский и Рязанов

Карикатура из книги Рязанова Э.А. «Эти несерьёзные, несерьёзные фильмы». 1977 г. Из фондов музея Эльдара Рязанова.

Правила совместной работы

1. Никто и никогда не рассказывает, кто и что конкретно придумал.

2. Полное равноправие во всём. Вплоть до того, что работаем по очереди – день у одного, день у другого. Если один приезжает к другому дважды, другой должен отработать и тоже приехать дважды.


3. Право «вето». Если одному не нравится реплика или сюжетный ход, тогда он накладывает «вето», и другой не смел спорить. Это важно для экономии времени, и в текст попадает только то, что устраивает обоих.


4. Писать всегда сообща. Находясь напротив друг друга.


5. Пишет тот, кто не успел занять диван. Кто же именно водит пером, решали так: у Брагинского в кабинете один диван, у Рязанова в кабинете тоже один. Очень важно было первому занять ложе. Тогда другой не имел возможности лечь – некуда! И писать приходилось тому, кто сидит. Всем понятно, что писать лежа неудобно!..

Драматург и сценарист

Творческие успехи Эмиля Брагинского не ограничивались сотрудничеством с Эльдаром Рязановым. Он успешно работал и с другими кинорежиссёрами – Аллой Суриковой, Наумом Бирманом и др. Зрители любят фильмы по его сценариям «Нежданно-негаданно» (реж. Г. Мелконян), «Артистка из Грибова» (реж. Л. Квинихидзе), «Любовь с привилегиями» (реж. В. Кучинский). Пьесы «Игра воображения», «Авантюристка», «Лакейские игры» были популярны на театральной сцене.

Режиссёры, снявшие два фильма по сценариям Эмиля Брагинского

Алла Сурикова (род. в 1940 году).
Дебютный фильм режиссёра «Суета сует» (1979) и лирическая комедия «Московские каникулы» (1995).


Алоиз Бренч
(1929-1998).
Дебютный фильм режиссёра «До осени далеко» (1964) и драма «Когда дождь и ветер стучат в окно» (1967), снятые на Рижской киностудии.

Юрий Егоров (1920-1982).
«Оттепельная» мелодрама «Если ты не прав…» (1964) со Станиславом Любшиным и Жанной Болотовой и приключенческая советско-шведская лента «Человек с другой стороны» (1971).

Наум Бирман (1924-1989).
Трогательная комедия «Учитель пения» (1972) с Андреем Поповым и киноальманах «Шаг навстречу» (1975), снятые на «Ленфильме».

Пётр Фоменко (1932-2012).
Мелодрама «Почти смешная история» с Ольгой Антоновой и Михаилом Глузским и последний фильм режиссёра «Поездки на старом автомобиле».

«Первоисточник» Аллы Суриковой

Однажды Эмилю Брагинскому позвонили и представились: «Здравствуйте, меня зовут Алла Сурикова. Я буду ставить ваш сценарий». Брагинский удивился – он никогда не работал с режиссёром-женщиной. Сценарист активно помогал молодому режиссёру во время подготовки и на съёмках фильма. В итоге дебют Аллы Суриковой «Суета сует» превзошёл все ожидания. В 1979 году в прокате комедию посмотрели 25,4 млн зрителей. Главные роли сыграли Галина Польских и Фрунзик Мкртчян.

С этих пор Алла Ильинична снимает только комедии, поэтому она дала Брагинскому прозвище «Первоисточник». По его сценариям режиссёр сняла фильм «Московские каникулы» (1995) и документальные ленты «Фарфоровая затея» (1993) о скульпторе Асте Бржезицкой и «Я бы биографию не менял» (1997) о композиторе Никите Богословском. Также в 1990-е годы режиссёр планировала экранизировать сценарии Брагинского «Кёнигсбергский романс» и «Игра воображения», но этого сделать не удалось.

«У нас с Брагинским была приличная разница в возрасте. И еще большая разница в положении: он признанный мэтр, а я начинающий режиссер. Тем не менее я сразу и свободно стала называть его Эмик. Хотя, конечно, на вы, но — Эмик. И еще Первоисточник. Эмик действительно был для меня первоисточником в моей новой кинематографической жизни. Человек огромной культуры, такта, заряженный на добро, он умел быть Другом. Такое простое и такое редкое качество. В работе с ним было чрезвычайно легко и надежно. Он не лелеял каждую свою фразу, не настаивал на однажды написанном, менял легко, молниеносно придумывал новое».

Алла Сурикова «Любовь со второго взгляда»

«Не заглядывайте в рецензии – простудитесь!»

Эмиль Брагинский писал не только для кино, но и для театра. В 1957 году он принёс в Московский драматический театр им. Станиславского свою первую пьесу «Раскрытое окно». Автор написал драматическую пьесу, но режиссёр Александр Аронов поставил комедию. Спектакль с участием актёров Евгения Урбанского, Майи Менглет и Евгения Леонова имел неизменный зрительский успех. В постановке Ленинградского театра им. Комиссаржевской главную роль играла юная Алиса Фрейндлих. И в Москве, и в Ленинграде спектакль прошёл по нескольку сот раз. Однако критики обвиняли автора пьесы в отсутствии чувства юмора. Брагинский следовал совету драматурга Михаила Светлова:

«Не заглядывайте в рецензии – простудитесь!»

Успех «Раскрытого окна» стал камертоном карьеры драматурга. Критики будут ругать Эмиля Вениаминовича, а тем временем его пьесы «Комната», «Детектив на семь персон» и др. будут ставить по всей стране и за рубежом.

Мультфильмы

Эмиль Брагинский писал сценарии не только к комедиям, но и к мультфильмам! Сотрудничать с «Союзмультфильмом» было удобно, ведь студия располагалась напротив его дома.

Первый сценарий он написал к м/ф «Автомобиль, любовь и горчица» (1966 г.). Это забавная история о злоключениях владельца автомобиля, высмеивающая некоторые неурядицы нашей жизни. В том же году вышел фильм «Берегись автомобиля». Видимо, проблемы автовладельцев в то время особо интересовали сценариста.

Затем Эмиль Вениаминович придумал милый детектив о поимке бобрами-сыщиками опасных преступников рака и щуки – м/ф «Бобры идут по следу» (1971 г.) Последней работой в анимации для сценариста стал антиалкогольный м/ф «Снежные люди» (1971 г.). В 1960-70-е годы было много мультиков для взрослых о вреде алкоголя. Но среди них выделяется история превращения милого медведя в алкоголика.

Интересно, что все мультфильмы сделаны методом кукольной анимации.

Связь с Самарой

Самара не случайно вспоминает Эмиля Брагинского. Зрители видели комедии Брагинского и Рязанова в Куйбышевском драматическом театре имени М. Горького. В 1972 году режиссёр Ефим Хигерович поставил пьесу «Сослуживцы» (позже Эльдар Рязанов экранизирует пьесу под названием «Служебный роман»). В 1977 году состоялась премьера спектакля «Притворщики» режиссёра Сергея Надеждина, на которой присутствовал Эмиль Вениаминович. Пьеса была посвящена будням актёров озвучки зарубежных фильмов.

Ещё Эмиля Брагинского с нашим городом связывает тот факт, что мама его жены Цецилия Фёдоровна Шалыто-Копыловская жила в Куйбышеве начиная с периода Великой Отечественной войны. Может быть, поэтому Брагинский часто переносил место действия своих произведений в Самару. В повести Брагинского и Рязанова «Убийство в библиотеке» следователи на месте преступления находят билет «Москва – Куйбышев». В фильме «Нежданно-негаданно» (1982 г.) главной героине Жанне Капустиной (роль Татьяны Догилевой) после смерти дяди досталась шикарная квартира с коллекцией антиквариата именно в Куйбышеве. На этом обстоятельстве строится сюжет фильма. События рассказа «Суп гороховый и блинчики с вареньем» тоже происходят у нас:

«Жил Василий в самом центре Самары, неподалёку от знаменитого драматического театра, на Вилоновской улице»

Фотографии и программы спектаклей Куйбышевского драматического театра им. М. Горького «Сослуживцы» и «Притворщики» из фондов музея Самарского отделения Союза театральных деятелей РФ


Выставку подготовили:

Автор выставки – научный сотрудник Вячеслав Вербовой.
Художник – научный сотрудник Татьяна Косицина.
Дизайнер – Анастасия Альбокринова.
Предметы для выставки подготовила главный хранитель фондов Юлия Богатырева.

Благодарим за помощь в организации выставки Андрея Волкова, Марию Ионову, Елену Козыреву, Галину Куснееву, Дмитрия Богачёва, Дмитрия Бочарова, коллектив музея Самарского отделения Союза театральных деятелей РФ.

Отдельно благодарим за переданные в фонды музея предметы и консультации Заслуженного художника РФ Виктора Эммануэлевича Брагинского.