Комедийное обаяние Эмиля Брагинского
19 ноября 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения драматурга, киносценариста, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Эммануэля (Эмиля) Вениаминовича Брагинского. Он вошёл в историю нашего искусства как автор наивных, слегка грустных комедий, которые воспевают любовь и по-доброму смеются над человеческими слабостями. Больше всего Эмиль Брагинский известен по сотрудничеству с режиссёром Эльдаром Рязановым. Вместе они написали сценарии к фильмам «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и др. Но сотрудничество с Рязановым – пусть самая известная, но лишь часть творческой биографии сценариста. Выставка музея Эльдара Рязанова призвана раскрыть многообразие личности и творчества Эмиля Брагинского.
Биография
Корни
Эммануэль (Эмиль) Вениаминович Брагинский родился 19 ноября 1921 года в Москве в семье врачей Вениамина Павловича Брагинского и Софьи Борисовны Вольфсон. Мама рано умерла, поэтому в 1930-е годы Эмик (так его называли в детстве) жил в семье старшей сестры Анны.
Медицинский институт
Эмиль Брагинский с детства сочинял стихи и рассказы. Но писателем стал не сразу – после школы он пошёл по стопам родителей и в 1939 году поступил в медицинский институт. Эмиль Вениаминович о своём неочевидном выборе смущённо говорил: «Если по-честному, я даже не знал, что есть такой институт – Литературный».
Война
Спокойную московскую жизнь оборвала Великая Отечественная война. В 1941 году Эмиля Брагинского не взяли в армию по состоянию здоровья, поэтому он вместе с остальными студентами-медиками рыл окопы под Рославлем в Смоленской области. Тяжёлая работа не прошла бесследно для молодого студента – он получил сильную травму. Лечился Брагинский в Таджикистане, в городе Сталинабаде (Душанбе). Там он женился на своей однокурснице Ирме Шалыто. После выздоровления он семь месяцев составлял протоколы в местной пожарной части, а затем продолжил обучение в институте.
Через шахматы в журналистику
Эмиль Брагинский чувствовал, что не хочет посвящать себя медицине. В 1943 году студент бросил мединститут, но незаконченное образование нужно было отработать. Он трудился санитарным врачом сначала в Сталинабаде, а потом в Москве. Сменить профессию помогло его увлечение шахматами. В 1945 году Брагинский отправил свой очерк про всесоюзный шахматный турнир в газету «Советская Латвия». В редакции оценили талант автора и зачислили в штат корреспондентом.
Корреспондент «Огонька»
В 1946 году Эмиля Брагинского приглашают работать в отдел искусств журнала «Огонёк», одного из самых популярных изданий страны. Его любимой темой для публикаций стало творчество современных художников. Благодаря этому Эмиль Вениаминович вошёл в мир литературы и кинематографа. В 1949 году выходит его книга про художника В.В. Мешкова, с которым он тесно общался. В 1951 году Брагинский уходит из журнала и целиком посвящает себя сочинительству. Он пишет сценарий к фильму о живописце Василии Сурикове. Снять фильм тогда не удалось, он вышел на экран лишь в 1959 году.
Юрист поневоле
Во всех биографиях Эмиля Брагинского сказано, что по образованию он юрист. И это правда! В 1953 году он окончил Московский юридический институт. Эмиль Вениаминович не собирался зубрить законы. Просто редактор «Огонька» настойчиво требовал диплом о высшем образовании, а у Брагинского его не было. Экстернат был только на юридическом, поэтому Брагинский выбрал эту специальность. Юристом выпускник не работал ни дня. Он уже знал, что его призвание – кино и театр.
Брагинский-Рязанов
В кино Эмиль Брагинский дебютировал в 1955 году сценарием шпионского фильма «В квадрате 45» (реж. Ю. Вышинский). До встречи с Эльдаром Рязановым он написал сценарии к шести фильмам. Среди них есть и адаптации литературных произведений («Мексиканец», «Сын рыбака») и оригинальные сценарии («Василий Суриков», «Если ты прав…»). Среди этих кинолент не было по-настоящему успешных. Брагинскому нужно было найти режиссёра, который бы понимал его драматургию.
Фотография. Э. Брагинский и Э. Рязанов с серьезными лицами. 1960-70-е г. СССР, г. Москва. Из фондов музея Эльдара Рязанова.
Судьбоносное предложение
Поработать вместе Эмилю Брагинскому и Эльдару Рязанову предложил редактор Мосфильма Юрий Шевкуненко в 1962 году. Они тогда уже были знакомы через общего друга – режиссёра Анатолия Рыбакова, но не задумывались о совместном творчестве. Сначала к этой идее они отнеслись скептически. Брагинский опасался, что писать сценарий он будет в одиночку, а известный режиссёр потом «примажется» к его труду. Рязанов же считал Брагинского рядовым сценаристом. Но в процессе работы над сценарием «Угнали машину» (будущий «Берегись автомобиля») авторы поняли, что их объединяет взгляд на комедию.
«[Комедия должна быть] в первую очередь умной, доброй, где смех не самоцель, а лишь результат. И комедия должна нести людям свет надежды».
Эмиль Брагинский «Воспоминания о Рязанове и самом себе»
Брагинский Э.В., Рязанов Э.А. Книга. Берегись автомобиля! - М.: Советская Россия, 1965. - 136 с. Из фондов музея Эльдара Рязанова.
Первый успех
Сценарий «Угнали машину» не разрешили запускать в производство – а вдруг люди начнут угонять машины! Комедиографам было жалко расставаться с сюжетом о благородном угонщике, который вырученные за машины деньги перечислял детским домам. Они решили переработать сценарий в повесть. В 1964 году повесть под новым названием «Берегись автомобиля» опубликовали в журнале «Молодая гвардия». Неудивительно, что после шквала положительных рецензий в 1966 году вышла экранизация. В прокате фильм «Берегись автомобиля» посмотрели 29 млн зрителей. Спустя годы трагикомедия приобрела культовый статус.
Успех фильма для каждого имел поворотное значение. Эмиль Брагинский нашёл в лице Эльдара Рязанова «своего» режиссёра. А Рязанов стал режиссёром-автором – теперь он экранизировал собственные произведения, а не чужие.
Фотография. Э. Брагинский и Э. Рязанов на съемках фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». 1973 г. СССР, г. Ленинград. Из фондов музея Эльдара Рязанова.
Творчество
Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов на протяжении 35 лет вместе писали повести и пьесы. Сначала читатели смеялись над их ироническими повестями с пародией на детектив – «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники» и «Убийство в библиотеке». Затем зрители по всей стране и за рубежом шли в театры на комедии «С лёгким паром! (Однажды в новогоднюю ночь…)», «Сослуживцы», «Родственники», «Притворщики», «Аморальная история». Но главное наследие соавторов – это фильмы, в которые мы влюблены и сегодня. «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты» стали классикой отечественного кино.
Карикатура из книги Рязанова Э.А. «Эти несерьёзные, несерьёзные фильмы». 1977 г. Из фондов музея Эльдара Рязанова.
Правила совместной работы
1. Никто и никогда не рассказывает, кто и что конкретно придумал.
2. Полное равноправие во всём. Вплоть до того, что работаем по очереди – день у одного, день у другого. Если один приезжает к другому дважды, другой должен отработать и тоже приехать дважды.
3. Право «вето». Если одному не нравится реплика или сюжетный ход, тогда он накладывает «вето», и другой не смел спорить. Это важно для экономии времени, и в текст попадает только то, что устраивает обоих.
4. Писать всегда сообща. Находясь напротив друг друга.
5. Пишет тот, кто не успел занять диван. Кто же именно водит пером, решали так: у Брагинского в кабинете один диван, у Рязанова в кабинете тоже один. Очень важно было первому занять ложе. Тогда другой не имел возможности лечь – некуда! И писать приходилось тому, кто сидит. Всем понятно, что писать лежа неудобно!..
Драматург и сценарист
Творческие успехи Эмиля Брагинского не ограничивались сотрудничеством с Эльдаром Рязановым. Он успешно работал и с другими кинорежиссёрами – Аллой Суриковой, Наумом Бирманом и др. Зрители любят фильмы по его сценариям «Нежданно-негаданно» (реж. Г. Мелконян), «Артистка из Грибова» (реж. Л. Квинихидзе), «Любовь с привилегиями» (реж. В. Кучинский). Пьесы «Игра воображения», «Авантюристка», «Лакейские игры» были популярны на театральной сцене.
Режиссёры, снявшие два фильма по сценариям Эмиля Брагинского
Алла Сурикова (род. в 1940 году).
Дебютный фильм режиссёра «Суета сует» (1979) и лирическая комедия «Московские каникулы» (1995).
Алоиз Бренч (1929-1998).
Дебютный фильм режиссёра «До осени далеко» (1964) и драма «Когда дождь и ветер стучат в окно» (1967), снятые на Рижской киностудии.
Юрий Егоров (1920-1982).
«Оттепельная» мелодрама «Если ты не прав…» (1964) со Станиславом Любшиным и Жанной Болотовой и приключенческая советско-шведская лента «Человек с другой стороны» (1971).
Наум Бирман (1924-1989).
Трогательная комедия «Учитель пения» (1972) с Андреем Поповым и киноальманах «Шаг навстречу» (1975), снятые на «Ленфильме».
Пётр Фоменко (1932-2012).
Мелодрама «Почти смешная история» с Ольгой Антоновой и Михаилом Глузским и последний фильм режиссёра «Поездки на старом автомобиле».
«Первоисточник» Аллы Суриковой
Однажды Эмилю Брагинскому позвонили и представились: «Здравствуйте, меня зовут Алла Сурикова. Я буду ставить ваш сценарий». Брагинский удивился – он никогда не работал с режиссёром-женщиной. Сценарист активно помогал молодому режиссёру во время подготовки и на съёмках фильма. В итоге дебют Аллы Суриковой «Суета сует» превзошёл все ожидания. В 1979 году в прокате комедию посмотрели 25,4 млн зрителей. Главные роли сыграли Галина Польских и Фрунзик Мкртчян.
С этих пор Алла Ильинична снимает только комедии, поэтому она дала Брагинскому прозвище «Первоисточник». По его сценариям режиссёр сняла фильм «Московские каникулы» (1995) и документальные ленты «Фарфоровая затея» (1993) о скульпторе Асте Бржезицкой и «Я бы биографию не менял» (1997) о композиторе Никите Богословском. Также в 1990-е годы режиссёр планировала экранизировать сценарии Брагинского «Кёнигсбергский романс» и «Игра воображения», но этого сделать не удалось.
«У нас с Брагинским была приличная разница в возрасте. И еще большая разница в положении: он признанный мэтр, а я начинающий режиссер. Тем не менее я сразу и свободно стала называть его Эмик. Хотя, конечно, на вы, но — Эмик. И еще Первоисточник. Эмик действительно был для меня первоисточником в моей новой кинематографической жизни. Человек огромной культуры, такта, заряженный на добро, он умел быть Другом. Такое простое и такое редкое качество. В работе с ним было чрезвычайно легко и надежно. Он не лелеял каждую свою фразу, не настаивал на однажды написанном, менял легко, молниеносно придумывал новое».
Алла Сурикова «Любовь со второго взгляда»
«Не заглядывайте в рецензии – простудитесь!»
Эмиль Брагинский писал не только для кино, но и для театра. В 1957 году он принёс в Московский драматический театр им. Станиславского свою первую пьесу «Раскрытое окно». Автор написал драматическую пьесу, но режиссёр Александр Аронов поставил комедию. Спектакль с участием актёров Евгения Урбанского, Майи Менглет и Евгения Леонова имел неизменный зрительский успех. В постановке Ленинградского театра им. Комиссаржевской главную роль играла юная Алиса Фрейндлих. И в Москве, и в Ленинграде спектакль прошёл по нескольку сот раз. Однако критики обвиняли автора пьесы в отсутствии чувства юмора. Брагинский следовал совету драматурга Михаила Светлова:
«Не заглядывайте в рецензии – простудитесь!»
Успех «Раскрытого окна» стал камертоном карьеры драматурга. Критики будут ругать Эмиля Вениаминовича, а тем временем его пьесы «Комната», «Детектив на семь персон» и др. будут ставить по всей стране и за рубежом.
Мультфильмы
Эмиль Брагинский писал сценарии не только к комедиям, но и к мультфильмам! Сотрудничать с «Союзмультфильмом» было удобно, ведь студия располагалась напротив его дома.
Первый сценарий он написал к м/ф «Автомобиль, любовь и горчица» (1966 г.). Это забавная история о злоключениях владельца автомобиля, высмеивающая некоторые неурядицы нашей жизни. В том же году вышел фильм «Берегись автомобиля». Видимо, проблемы автовладельцев в то время особо интересовали сценариста.
Затем Эмиль Вениаминович придумал милый детектив о поимке бобрами-сыщиками опасных преступников рака и щуки – м/ф «Бобры идут по следу» (1971 г.) Последней работой в анимации для сценариста стал антиалкогольный м/ф «Снежные люди» (1971 г.). В 1960-70-е годы было много мультиков для взрослых о вреде алкоголя. Но среди них выделяется история превращения милого медведя в алкоголика.
Интересно, что все мультфильмы сделаны методом кукольной анимации.
Связь с Самарой
Самара не случайно вспоминает Эмиля Брагинского. Зрители видели комедии Брагинского и Рязанова в Куйбышевском драматическом театре имени М. Горького. В 1972 году режиссёр Ефим Хигерович поставил пьесу «Сослуживцы» (позже Эльдар Рязанов экранизирует пьесу под названием «Служебный роман»). В 1977 году состоялась премьера спектакля «Притворщики» режиссёра Сергея Надеждина, на которой присутствовал Эмиль Вениаминович. Пьеса была посвящена будням актёров озвучки зарубежных фильмов.
Ещё Эмиля Брагинского с нашим городом связывает тот факт, что мама его жены Цецилия Фёдоровна Шалыто-Копыловская жила в Куйбышеве начиная с периода Великой Отечественной войны. Может быть, поэтому Брагинский часто переносил место действия своих произведений в Самару. В повести Брагинского и Рязанова «Убийство в библиотеке» следователи на месте преступления находят билет «Москва – Куйбышев». В фильме «Нежданно-негаданно» (1982 г.) главной героине Жанне Капустиной (роль Татьяны Догилевой) после смерти дяди досталась шикарная квартира с коллекцией антиквариата именно в Куйбышеве. На этом обстоятельстве строится сюжет фильма. События рассказа «Суп гороховый и блинчики с вареньем» тоже происходят у нас:
«Жил Василий в самом центре Самары, неподалёку от знаменитого драматического театра, на Вилоновской улице»
Фотографии и программы спектаклей Куйбышевского драматического театра им. М. Горького «Сослуживцы» и «Притворщики» из фондов музея Самарского отделения Союза театральных деятелей РФ
Выставку подготовили:
Автор выставки – научный сотрудник Вячеслав Вербовой.
Благодарим за помощь в организации выставки Андрея Волкова, Марию Ионову, Елену Козыреву, Галину Куснееву, Дмитрия Богачёва, Дмитрия Бочарова, коллектив музея Самарского отделения Союза театральных деятелей РФ.
Художник – научный сотрудник Татьяна Косицина.
Дизайнер – Анастасия Альбокринова.
Предметы для выставки подготовила главный хранитель фондов Юлия Богатырева.
Отдельно благодарим за переданные в фонды музея предметы и консультации Заслуженного художника РФ Виктора Эммануэлевича Брагинского.