Тайные  страницы истории кино

Подкаст «Тайные страницы истории кино» - проект музея Эльдара Рязанова при поддержке Фонда Михаила Прохорова.

В подкасте сотрудники музея расскажут о фильмах и режиссёрах, которые преимущественно остались вне широкого внимания зрителей, но достойны этого внимания. Многие герои подкаста скорее всего будут неизвестны широкой аудитории, а известных режиссёров мы постараемся раскрыть с ранее неизвестной стороны.


В первом выпуске речь пойдет о Маргерит Дюрас, которая стала известной в 50-е годы как автор женских/любовных романов, однако со временем её маршрут оказался перенаправлен в сторону экспериментальной литературы, а с конца 60-х годов Дюрас неожиданно для многих взялась за кинорежиссуру. На протяжении последующих 15 лет она поставила целый картин, которые внесли существенный вклад в развитие киноязыка. В рамках этого выпуска будет рассказан творческий путь Дюрас и будет сделан акцент на сложных отношениях кино и литературы, в частности, на проблеме адекватных экранизаций художественных произведений.


Фигура Вернера Шрётера обычно остается в тени более именитых представителей «нового немецкого кино». Вим Вендрес, Райнер Вернер Фассбиндер, Вернер Хецрог – в первую очередь для поклонников кино представляют национальной послевоенный кинематограф. Однако именно Шрётеру удалось осуществить наиболее интересный и продуктивный синтез эстетики массового искусства (вплоть до китча) и авангардистских поисков тех лет. В рамках второго подкаста речь пойдет о творчестве режиссёра, особенностях его метода и сложных отношениях массового и интеллектуального искусства.

«Всю жизнь я снимал фильмы на нашем отечественном материале. Чаще всего на современном – «Карнавальная ночь», «Гараж», «Служебный роман» … Иногда углублялся в историю России – «О бедном гусаре замолвите слово», «Гусарская баллада». Случалось, делал экранизации («Жестокой романс», «Ключ от спальни»). Чаще всего это были трагикомедии. Но не зависимо от жанра все фильмы были сделаны на родном, российском материале. Почему вдруг Андерсен?! А может быть, не вдруг?»

Совсем не детский фильм о самом известном писатели детских сказок. Кем же был Ханс Андерсен и как Эльдар Рязанов рассказал о нём?

Швейцария долгое время отсутствовала на карте истории мирового кино, так как в стране не существовало самостоятельной киноиндустрии, а немногочисленные фильмы были сделаны по лекалу голливудской модели. В таких условиях, в «стране без кино», с конца 50-х годов неожиданно появляется несколько молодых постановщиков (Мишель Суттер, Клод Горетта, Ален Таннер), которые изобрели уникальную интонацию швейцарского кинематографа. В рамках подкаста речь пойдет о творчестве Алена Таннера, одного из самых интересных режиссёров своего поколения.


В следующем подкасте разговор пойдёт о японских фильмах ужасов. Они уходят корнями в классические истории о привидениях времен периода Эдо и Мэйдзи, которые называют кайдан. Нобуо Накагава – режиссер, творивший в середине прошлого столетия, изменивший ранний кайдан и заложивший основы японского хоррора. Сейчас же принято говорить о нео-кайдане, яркими представителями которого являются Хидэо Наката и Киёси Куросава.


На рубеже XX-XXI веков в рамках фестивального кино заметным феноменом становится португальский кинематограф. Однако у истоков этой волны стояли немногочисленные режиссёры, которые работали с 60-70-х годов (Паолу Роша, Фернанду Лопеш, Антониу Рейш, Жуан Сезар Монтейру). Но даже в этом ряду одна фигура выделялась и не вписывалась ни в какие группы и тенденции.

Мануэль ди Оливейра поставил свой первый фильм в 1931 году в возрасте 23 лет, а последний в год своей смерти в 2015 в возрасте 106 лет. Таким образом, Оливейра снимал фильмы на протяжении 85 лет, став практически ровесником самого кинематографа. В рамках подкаста речь пойдет о феномене Оливейры и будет предложен разбор нескольких его картин.


Фильм Джеймса Кэмерона «Титаник» – одна из самых детально проработанных исторических лент. Трагедию крушения легендарного лайнера, после столкновения с айсбергом, наверное, знает каждый. Фильм Кэмерона, конечно, это детально показывает. С большим энтузиастом съемочная группа работала не только над документальным аспектом, но и над культурно-историческими фактами. Социальные нормы и правила, костюмы, коллекции живописи, музыка – представленные в фильме помимо исторической достоверности несут и символическую нагрузку. Культурные символы и их отражение в кадрах станет главной темой разговора.


Современное французское кино родилось из феномена «новой волны», которая в первую очередь ассоциируется с именами Ж.-Л. Годара, Ф. Трюффо, К. Шаброля, Ж. Риветта, Э. Ромера. Однако в тени волны осталось множество режиссёров, художественная ценность работ которых не уступает более именитым коллегам. Отдельно даже от целого ряда забытых кинематографистов стоит Марсель Анун, начавший свой путь даже раньше главных героев «новой волны», но последовательно остававшийся в тени из-за своего бескомпромиссного нонконформизма, снимая многие фильмы без поддержки институций. О важности взгляда Ануна для истории мирового кино речь пойдет в новом подкасте.


«Это было в 1954 году. На Камчатке, на Сахалине, в дальневосточных морях почти полгода вела съёмки большая группа Центральной студии кинохроники. Все были молодые и задорные. Эльдар Рязанов, Василий Катанян, Леонид Панкин, Илья Гутман, Юрий Серов, Александр Кочетков» – рассказывает Валерий Никонов (оператор кино и телевидения, а также Заслуженный деятель искусств Российской Федерации). Вспоминает также Валерий Владимировичи песенку «Кинохроникёрская», услышанную им после прихода на студию. А о том, как работали и снимали Э.А. Рязанов и В.В. Катанян, на студии уже тогда ходили байки.


Послевоенное немецкое кино пыталось проработать и преодолеть травму нацистского прошлого, которая воплотилась и в кинематографе, который был одним из главных инструментов пропаганды. Кроме наиболее именитой кино-фигуры той поры (Лени Рифеншталь) подобный след в истории кино оставил Файт Харлан, создатель любимых фильмов гитлеровских пропагандистов. Его сын, Томас, впоследствии бросил радикальный вызов прошлому своего отца, разорвав отношения с семьей и занявшись поиском укрывавшихся после окончания войны нацистских преступников. Но кроме его активистской и исследовательской позиции Томас Харлан проявил себя и в кино. Как минимум, две его работы («Торре Бела» (1975) и «Раневой канал»(1984)) составили важный вклад в кинематограф, работающий с травмами истории.


Роджер Корман – «король фильмов класса B», режиссер, снимающий фильмы в рекордно короткие сроки, а также мастер готического фильма, создавший цикл кинокартин по мотивам рассказов Эдгара По. В одном из своих интервью Корман вспоминал: «Я прочел рассказы и поэмы Эдгара По еще совсем юным, и они произвели на меня огромное впечатление. С тех пор я всегда мечтал перенести их на экран».


Американский кинематограф в сознании зрителя прочно ассоциируется с голливудской продукцией (для многих это вообще синонимы). Однако, как минимум, с 40-х годов в США существовал кино-андеграунд, который подарил миру уникальные кино-эксперименты (М. Дерен, К. Энгер, С. Брекидж и др.). Но между голливудским мейнстримом и кино-авангардом существовал и третий путь, который воплотил в своем творчестве Роберт Крамер, балансируя на тонкой грани художественного и документального кино.


Широкоэкранное кино появилось в СССР только к концу 1955 года. В то время, как в западных странах оно начало развиваться еще в начале 1950-х годов. «Счастливая юность» (или «Весенние голоса») Эльдара Рязанова считается первым советским экспериментальным игровым широкоэкранным фильмом-ревю. Кроме того, в фильме использовались комбинированные съемки, позволившие добиться интересного эффекта и даже «уменьшить» хор ремесленников во время исполнения песни «Фуражечка».


Андре Дельво часто представляют как одного из самых образованных людей своего времени, человека, учившегося в консерватории, прочитавшего неимоверное количество книг, композитора, философа, эссеиста, германиста, киномана, человека, прошедшего через множество искушений, прежде чем заняться кинорежиссурой. Однако для широкого зрителя его фильмы, соединяющие мистицизм, эстетизм и парадоксально понятый реализм, остаются практически не известными.


Даже у себя на родине, в Испании, Пабло Ллорка известен очень узкому кругу зрителей. Причина тому – не столько сложность авторского стиля, сколько настойчивое желание делать кино вне индустрии, не потакать её правилам. Снимая жизненные истории, в которых мелодраматические ходы переплетаются с социальной повесткой, Ллорка создает уникальный мир, который обращается к зрителю напрямую – вне медийного и рекламного гула, превращающего кино в аппарат развлечений. Своими фильмами Ллорка предлагает другой взгляд на Испанию – далёкий от глянца туристических открыток.

Для авторского кинематографа 70-х годов довольно неожиданным является поворот к жанру мелодрамы, каноническая форма которой была выработана в голливудском кино 40-50-х годов. Одним из наиболее интересных случаев переосмысления формата мелодрамы воплощен в кинематографе Райнера Вернера Фассбиндера, режиссёра, который смог соединить сентиментальный жанр с требования эстетики Бертольда Брехта. В рамках подкаста речь пойдет о своеобразном влиянии работ Брехта на фильмы Фассбиндера.


После смерти Рауля Руиса в 2011 году на настоящий момент уже вышло четыре новых его фильма и, по словам вдовы режиссёра, Валерии Сармиенто, это не предел. Скептический взгляд сразу заподозрит, что речь идёт об издании архивного материала, который оставался на полках. Однако случай Руиса совершенно иной. Уже при жизни его фильмы поражали зрителей той лёгкостью, с которой в его фильма пересекались миры вымышленные и реальные, персонажи живые и мёртвые, сюжеты сказочные и научные. В рамках подкаста речь пойдет об особенностях творческого метода режиссёра, который создал собственную кино-вселенную, понять правила которой, сродни решению детективной головоломки.


Спорным считается момент появления рок-музыки в отечественном кино. Однако принято считать, что первым фильмом в СССР, в котором она прозвучала за кадром, стала кинокартина «Не бойся, я с тобой» (1981 г.). Также нельзя забывать и о мюзикле «Романс о влюбленных» (1974 г.) с музыкой Александра Градского. Пройдя долгий путь, рок-музыка «ворвалась» во многие фильмы, которые стали знаковыми для позднесоветской эпохи.

Психологическая драма режиссёра Тенгиза Абуладзе «Покаяние» – это притча на современный лад. Сюжет картины не раз позволял трактовать фильм как акт сугубо политический, но это совсем не так. Киновед Кирилл Разлогов, на дискуссии посвящённой 20-летию картины Тенгиза Абуладзе "Двадцать лет без покаяния" в 2004 году высказался так: «Покаяние» - картина мифологическая, и его мифология - мифология традиционного христианства, раскрытая в борьбе с мифологией коммунистической».


Впервые фильм «Большой вальс» советский зритель увидел 1940 году. Многие деятели искусств: Э. Рязанов, Л. Гурченко, Е. Моргунов, увидев фильм Ж. Дювивье в детстве, навсегда полюбили. Впечатление он произвел и на И.В. Джугашвили (Сталина), который распорядился дать назвать параду побежденных немцев в Москве - операция «Большой вальс». Критики прошлого и современности с разной долей одобрения и осуждения оценивают картину, не прекращая споры, можно ли акт рождения музыки, и творческий процесс в целом, показать за 107 минут работы кинопленки.

Григорий Ратов родился в Самаре в 1897 году. Жил в Европе, а затем в США. Он был успешным режиссером, сотрудничал с известнейшими актерами, а также был первым, кто приобрел права на экранизацию книги Яна Флеминга о Джеймсе Бонде.

За тему и предоставленные материалы благодарим краеведа Игоря Махтева.

Режиссер Тайка Вайтити получил «Оскар» за адаптированный сценарий «Кролика Джоджо», фильма о мальчике, что дружил с воображаемым другом по имени Адольф Гитлер. Экранизация весьма непохожа на книгу, имея более радостные и гротеске настроения. Наверно, поговорить сегодня о холокосте возможно только сначала хорошо посмеясь, а затем понять, что это совершенно не смешно. Вопрос о том, можно ли обвинять ребёнка в подражании стандартам идеологическими культурным взглядам взрослых, задал ещё 60 лет назад Луи Маль.


Тонино Гуэрра итальянский поэт, писатель, сценарист и кинорежиссёр. С 1953 года Тонино Гуэрра писал сценарии к фильмам, которые вошли в золотой фонд классики мирового кино. Он работал с режиссёрами Джузеппе Де Сантисом, Мауро Болоньини, Дамиано Дамиани, Марио Моничелли, братьями Тавиани. Для Микеланджело Антониони Тонино писал «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня», «Фотоувеличение», «Забриски Пойнт», «Тайна Обервальда», «Идентификация женщины». Вместе со своим близким другом и земляком Федерико Феллини придумал пьесу «Амаркорд», которая позже превратилась в знаменитый фильм. Потом были «И корабль плывёт…» и «Джинджер и Фред». О том, как писал и работал Гуэрра, будет рассказано в последнем подкасте.


В рамках финального выпуска проекта «Тайные страницы истории кино» предложен разговор, подводящий итоги проделанной работы. Формат круглого стола позволит всем участникам обсудить и проанализировать значение такого подхода к истории кино, который акцентирует внимание на неочевидных сюжетах и забытых именах.