Заголовок

Выставка, посвященная фильмам-юбилярам, снятым Эльдаром Александровичем Рязановым. В 2022 году свой юбилей «празднуют» шесть фильмов режиссёра. Об идеях, заложенных в них, актерах и запоминающихся ситуациях во время съемок расскажет сам Эльдар Александрович, расскажет «своими словами»…

Большинству комедий, написанных Эльдаром Рязановым, присуща такая характерная черта, как разработка положительного героя: «Обычно в комедии героями являются отрицательные персонажи, и это естественно, потому что люди, которые несут в себе людские пороки – зависть, корыстолюбие, взяточничество, чинопочетание, угодничество и т.д., они, естественно, и подлежат объекту высмеивания, объекту комедийной критики. А комедии, где героем является положительный персонаж, в общем, довольно редки. Это люди неустроенные, люди которых часто считают неудачниками, но они очень коммуникабельные, они сами себя неудачниками не считают. У них свои нравственные мерила, очень цельные, очень чистые. Недаром у героя фильма «Берегись автомобиля» фамилия Деточкин, он естественен, как дитя. Его чистая натура не мирится с теми недостатками, мимо которых мы часто проходим, не обращая на них никакого внимания. И от Деточкина эта же тропинка ведет, предположим, к Лукашину из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», к человеку чистому, честному, к доктору, для которого цель жизни – лечить людей, человеку нравственно цельному. Оттуда мы можем проследить и к Калугиной, которая является героиней «Служебного романа», вот эта мымра, руководитель статистического учреждения, или персонаж Ахеджаковой из фильма «Гараж», или оба персонажа из фильма «Вокзал для двоих».

Эльдар Рязанов. Встреча в Концертной студии Останкино (1984 год)

«ДЕВУШКА БЕЗ АДРЕСА»

65 лет
Год выхода: 1957
В главных ролях: Светлана Карпинская, Николай Рыбников, Юрий Белов.

«Продолжение труднее начала»

«Итак, от меня ждали новой комедии. Какой? Про что? О чем? Все было неизвестно. Готовых комедийных сценариев не существовало. Я начал отчаиваться, как вдруг, совершенно случайно, обнаружил в редакционном архиве студии старый сценарий Леонида Ленча, уже лет семь лежавший без движения. Назывался он «Ключи от квартиры». Я прочитал его, и мне показалось, что в сценарии заложена симпатичная история, которая может послужить основой будущего фильма.

Завязка «Девушки без адреса» (экранное название фильма) – любовь с первого взгляда. <…>

Некоторую однозначность образа, написанного в сценарии, можно было возместить обаянием и новизной актрисы. Нам повезло: удалось найти в самодеятельности Ленинградского университета Светлану Карпинскую. Мне кажется, она сыграла девушку без адреса с юмором и трогательно. Партнером ее был Николай Рыбников. В фильме снимались Эраст Гарин, Василий Топорков, Юрий Белов, Зоя Федорова, Сергей Филиппов. Актерский ансамбль подбирался так же, как для «Карнавальной ночи»: с дебютантами соседствовали знаменитости. В «Девушке без адреса» много песен тех же авторов: поэта Владимира Лифшица и композитора Анатолия Лепина.

В предыдущем фильме не было ни одного натурного кадра. В новой картине натура имела огромное значение. Ведь кроме Кати, Паши и смешных московских персонажей, на экране возникал еще один герой – Москва! В те годы у нас в кино снимали Москву только с парадной стороны – как город широких проспектов, высотных зданий, огромных транспортных потоков. А мне в «Девушке без адреса» хотелось показать Москву милую, уютную, сердечную, Москву кривых улочек, мостов, старых особняков, Москву бульварного кольца и арбатских переулков.

По сравнению с «Карнавальной ночью», где праздничность новогоднего вечера подчеркивалась буйством красок, в «Девушке без адреса» мне виделись сдержанность цвета, акварельность, приглушенность тонов, которые придавали бы не только достоверность действию, но и внесли бы в изобразительную ткань поэтичность и прозрачность.

Если в «Карнавальной ночи» я стремился к бурному ритму, ярким костюмам, стремительному развитию событий, то в «Девушке без адреса» появились паузы, лирические интермедии, пейзажные зарисовки города.

Несмотря на условность сюжета и вставные музыкальные номера, действие фильма было погружено в реалистическую атмосферу городской жизни. Короче говоря, вторая комедия отличалась от первой жанровыми особенностями. «Карнавальная ночь» - музыкальная, сатирическая комедия; «Девушка без адреса» - комедия лирическая, бытовая».

            Рязанов Эльдар Александрович. Эти несерьезные, несерьезные фильмы / Эльдар Рязанов. – Москва: Эксмо, 2018. – 192 с

МЭР КП 256 П-127 Губин А._ Руцкая Л. Фотооткрытка «Н. Рыбников»_1.jpeg

МЭР НВ 1-20 Тихомиров В. Открытка с изображением Рины Зеленой_1.jpeg

МЭР НВ 1-24 Нисанов В. Открытка с изображением Эраста Гарина_1.jpg

МЭР КП 253 П-124 Губин А._ Руцкая Л. Фотооткрытка «С. Филиппов»_1.jpeg



«ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА»

60 лет
Год выхода: 1962
В главных ролях: Лариса Голубкина, Юрий Яковлев, Игорь Ильинский.

««Гусарская баллада» творчески оказалась для меня, пожалуй, самой легкой картиной. Я как-то сразу почувствовал ее интонацию – ироническую, задорную, где-то бесшабашную и озорную. Герои мне были близки, понятны и симпатичны. Я работал над фильмом с огромным удовольствием. Меня не покидало ощущение, что я его делаю «на одном дыхании». Хотелось поставить «Гусарскую балладу» в огневом ритме, изящно, элегантно.

Но трудностей организационных навалилось немало. Фильм в производство запустили поздно. Мы выехали на съемку зимней натуры лишь первого марта, когда началась весна, снег уходил. В группе сразу же создалась нервозная, лихорадочная обстановка – надо было торопиться.
<…>
Несмотря на трудности, съемки шли быстро. Мне хотелось закончить «Гусарскую балладу», чтобы она успела выйти на экраны именно в юбилейные дни.

И вот фильм готов! Сразу же начались огорчения и разочарования. Мне предъявили, что я исказил образ Кутузова. «Как вы могли? – говорили мне. – Мы любим Игоря Ильинского, это замечательный комедийный артист, но почему вы взяли его на роль великого полководца, который выиграл Отечественную войну? Вы посмотрите, каким смехом встречается появление Ильинского на экране. Это все необходимо немедленно переснять. Нет-нет-нет, никаких разговоров о том, чтобы картина вышла седьмого сентября (день Бородинской битвы)!»

В кинотеатры полетели телефонограммы о том, что показ «Гусарской баллады» откладывается. Я был убит и уничтожен.

Помог, как всегда, счастливый случай. Первого или второго сентября фильм по просьбе редакции показали в газете «Известия». После просмотра в «Неделе» появилась небольшая заметка о первом впечатлении от «Гусарской баллады». В статье, в частности, говорилось, что одним из главных достоинств фильма является исполнение роли Кутузова Игорем Ильинским, что Ильинский играет блистательно, тонко, с лукавством, народно и т.д.

И в результате, 7 сентября 1962 года «Гусарская баллада» начала демонстрироваться в кинотеатре «Россия», тогда лучшем кинотеатре Москвы.

За один год картина собрала сорок восемь миллионов зрителей». <…>

            Рязанов Эльдар Александрович. Эти несерьезные, несерьезные фильмы / Эльдар Рязанов. – Москва: Эксмо, 2018. – 192 с.


МЭР КП 440 П-283 Программа спектакля «Давным-давно» (по пьесе А. Гладкова)_1.jpeg


МЭР КП 508-2 П-654-2 Фабисович Б._ Мамаева Н. Открытка почтовая «И. В. Ильинский»_1.jpeg

МЭР НВ 1-59 Открытка с изображением Юрия Яковлева_1.jpg

МЭР НВ 1-74 Вайль Г.М. Открытка с изображением Ларисы Голубкиной_1.jpeg


«СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ»

50 лет

Год выхода: 1972

В главных ролях: Юрий Никулин, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева, Георгий Бурков, Андрей Миронов

«Картина была встречена разноречиво. Некоторые зрители не приняли условности хода, парадоксальности ситуации и оценили картину примерно так: «Мол, раз Мячиков плохой следователь, раз он не может справиться – значит, туда ему и дорога, значит, пора ему на пенсию».

Для нас же смысл картины заключался в том, что к людям нужно относиться бережно. Ведь в каждом человеке можно найти нечто индивидуальное, обнаружить богатый интересный мир, и нет людей, которых разрешалось бы мимоходом обидеть, выставить с работы, выдворить из активной жизни.

Мне приходилось слышать, что в наших фильмах и пьесах есть некий Рождественский элемент. Я не хочу с этим спорить. Я считаю, что утешать человека – дело хорошее, а еще лучше помогать ему. Искусство должно помогать – и в особенности человеку слабому, мягкому, скромному. Ведь сильный сам справится с трудностями, сам о себе позаботится…

«Старики-разбойники» - картина именно о таком незащищенном человеке, об оскорбленном человеческом достоинстве… Но, очевидно, раз не все это поняли, значит, какие-то ошибки допущены и нами, как драматургами, и мною, как режиссером. Может быть, второе преступление друзей-разбойников нужно было придумать иначе, не повторяя драматургического хода первой половины фильма. А может, сыграли роль неточно расставленные акценты смешного и грустного. Печальных ноток, ощущения безысходности в конце фильма оказалось, наверное, больше, чем выдерживал комедийный жанр. Ведь первые две трети картины воспринимались как чистая комедия, а последняя ее треть постепенно переходила в драму. Возможно, ошибка заключалась именно в этом…»

            Рязанов Эльдар Александрович. Эти несерьезные, несерьезные фильмы / Эльдар Рязанов. – Москва: Эксмо, 2018. – 192 с.

МЭР КП 108 Ф-5 Брагинский Э.В._ Рязанов Э.А. Сценарий режиссерский «Старики-разбойники»_1.jpg

МЭР НВ 1-2 Тер-Ованесов Г.М. Открытка с изображением Евгения Евстигнеева_1.jpg

МЭР НВ 1-44 Открытка с изображением Юрия Никулина_1.jpg

МЭР НВ 1-42 Открытка с изображением Ольги Аросевой_1.jpg

МЭР НВ 1-45 Открытка с изображением Андрея Миронова_1.jpg